Понедельник, 20.08.2018, 17:55

Сайт учителя начальных классов

Мизгирёвой Натальи Николаевны

Приветствую Вас Гость | RSS
Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Кто зашел на сайт?
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический семинар на тему:
«Проблемный диалог как основа формирования и развития у учащихся

универсальных учебных действий».

Мизгирева Н.Н.

          Сейчас учитель не ограничен в выборе содержания и технологий преподавания, его не обязывают, по какой программе и по каким учебникам работать, какие методы выбирать,  какой  технологии придерживаться.

          Придя в школу,  я задумалась над тем, какая технология может быть универсальной и может использоваться как ведущая в преподавании разных предметов. На мой взгляд, такой является  технология проблемного диалога (автор - кандидат психологических наук Е.Л.Мельникова). На уроках с применением технологии проблемного  диалога, при решении проблемных ситуаций и задач учащиеся получают возможность учиться, преодолевая  учебные проблемы. Эта технология максимально приближена к особенностям интеллектуальной деятельности человека: и в жизни мы ежедневно сталкиваемся с разными трудностями, строим планы по их преодолению, оцениваем, насколько нам удалось справиться.

           Разумно применение проблемного диалога на уроках при изучении нового материала? Безусловно, ДА!

          Обратимся к структуре урока с применением проблемного диалога и рассмотрим реализацию каждого этапа на практике.

          От учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно».У.Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации. Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу», следовательно - «выполняю с интересом», а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Мотивировать учащихся надо с первой секунды урока. Урок я всегда начинаю с эмоционального настроя. Для этого я использую такие приемы, как:

  • Обозначение, предъявление, представление актуальности конкретного вопроса, цепочки вопросов, темы урока
  • «Яркое пятно» 
  • Стихотворения
  • Отрывки из мультфильмов
  • Пословицы, поговорки
  • Мудрые высказывания

          Ознакомиться с примерами использования данных приемов на уроке можно на моем персональном сайте.

          Данные приемы способствуют тому, чтобы в ребенке пробудилась внутренняя мотивация, чтобы ребенок сам захотел что-то сделать и сделал это, а не обучался под нажимом со стороны учителя и родителей.

         На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии мы ставим  с учащимися две основные задачи:

  • Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы

       При решении первой  учебной задачи - актуализации знаний - я не столько проверяю  полученные на прошлом уроке знания, сколько предлагаю ребятам вспомнить то, что понадобится им для изучения новой темы. При этом ребята  заранее (до урока) не знают, какие знания им понадобятся. Иными словами, мы работаем с теми  понятиями, которые имеются у школьников постоянно. Чем более важны те или иные понятия и связи между ними, тем чаще они используются на этапе актуализации. При этом и происходит формирование связной целостной картины мира, так как каждый раз на этом этапе мы находим связь ранее изученных понятий с новым. Например, при изучении во 2 классе темы «Случаи сложения двузначных чисел с переходом через десяток» на этапе актуализации знаний мной были предложены учащимся такие математические выражения, решение которых не вызывало у учащихся затруднений: сложение двузначного числа с однозначным (17+5, 13+7).

  • Создание проблемной ситуации

          При решении второй задачи – создание  проблемной ситуации-показываю учащимся значимость, проявить интерес к ней. По моему убеждению, проблема должна быть доступна и понятна школьникам. Технология проблемного диалога  предполагает создание  двух  типов  проблемной ситуации: с удивлением, с затруднением.  За основу проблемных ситуаций с удивлением можно заложить противоречия, например между двумя (или более) положениями. Так, на уроке математики при изучении темы «Порядок действий в выражениях со скобками», я предложила учащимся  две записи примеров 54: (6+3)=6 и 54: (6+3)=12. Учащиеся были удивлены тому, что левые части одинаковые, а правые отличаются. Данная реакция удивления и означала то, что возникла проблемная ситуация.

          Также ситуацию с удивлением можно создать при столкновении житейских представлений учащихся с научным фактом. На своих уроках ситуации с удивлением я использую часто. Если грамотно организовать данный этап, то у детей возникает эмоциональный отклик и на протяжении всего урока у них не пропадает интерес к новой теме. Такой прием выполняется в два шага. Например, при изучении темы «Масса»: 1 шаг: я показала учащимся два совершенно одинаковых конверта (по цвету, форме, размеру). 2 шаг: на вопрос: «Какой конверт тяжелее? Легче?», ребята сказали, что они одинаковые. Но проверив так ли это, они убедились, что один из конвертов был тяжелее. Это и вызвало у учащихся реакцию удивления.

            Кроме этого в педагогической практике используются и ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание. Для этого использую следующие приемы:

  1. Даю практическое задание, не выполнимое вообще.  Например, на уроке математики во 2 классе, тема урока «Квадрат», учащимся я предложила задание - составить рассказ о квадрате, опираясь на его свойства. При выполнении такого задания, мне интересно было наблюдать за реакцией детей. Дети не могут справиться, как бы ни  старались этого сделать.
  2. Интересен и следующий прием: детям дается задание не сходное с предыдущим. Например, при изучении темы «Римские цифры» я предложила учащимся решить примеры, запись которых велась числами арабской нумерации- с этим заданием ученики легко справились, самым последним был пример, содержащий числа только римской нумерации. Ученики испытали затруднение, так как не знали, как выполнить новое задание.
  3. Еще один прием (самый сложный) выполняется в два шага: 1 шаг- дать не выполнимое задание, сходное с предыдущим и 2 шаг- доказать, что задание учениками не выполнено. Например, во 2 классе при изучении темы «Компоненты действия умножения»: 1 шаг- учащимся я предложила следующее задание: Прочитайте примеры, используя название компонентов 8+20=28 и 15-3=12- задание было выполнено; 2 шаг- 2×8=16 (затрудняются)- задание не выполнено.

          В своей практике я стараюсь использовать все, приведенные выше, приемы. Так, например, на уроках русского языка чаще использую задания «на ошибку», а на математике - задания с затруднением. На уроках окружающего мира использую прием столкновения научных и житейских представлений  учащихся. На сайте  вы можете ознакомиться с фрагментами уроков из моего опыта работы, отражающими приемы создания проблемной ситуации.

          После того, как учащиеся осознали проблемную ситуацию, им необходимо сформулировать вопрос, ответ к которому они будут искать на протяжении всего урока.

          При постановке учебной проблемы я использую три основных метода: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

           Побуждающий диалог - подталкивает ребенка к прыжку к неизвестному. Ученик переживает чувство риска. Результат- развитие творческих способностей. Например, на уроке окружающего мира, тема «Определяем погоду и климат» учащиеся по заданным ситуациям определяли, что ожидается дальше (– Загремел гром, небо занесло тучами.-начнется дождь; – Неожиданно во время дождя показалось солнце.- появится радуга и т.д), а на ситуацию «– Утром на траве не было привычной росы.» учащиеся предложили множество решений, возникла проблемная ситуация. Я задала следующие вопросы «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Затруднение возникло, потому что по этим признакам мы еще не определяли погоду; о них редко говорят в народе.

          Подводящий диалог - медленно, но верно ведет ребенка к открытию нового знания. Ученик испытывает удивление от открытия нового знания в конце диалога. Результат - развитие логического мышления.

          На мой взгляд, побуждающий диалог является более продуктивным, так как на этих уроках даже дети, испытывающие большие трудности в обучении, проявляли интерес к теме, участвовали в открытии знаний, выдвигали гипотезы. Например, при изучении темы «Зависимость результата действия деления от его компонентов как способ сравнения выражений на деление» я дала учащимся задание «Сравните выражения, не вычисляя их  a:12… a:16; 18:a…12:a» и на вопрос «Как зависит результат от компонентов в действии деления» учащимися были выдвинуты следующие гипотезы: 1.Если делимое увеличивается, делитель остается постоянным, то частное уменьшается; если делимое остается постоянным, а делитель увеличивается, то частное увеличивается. 2. Если делимое увеличивается, а делитель остается постоянным, то частное увеличивается; если делимое остается постоянным, а делитель увеличивается, то частное уменьшается.

              Сообщение темы с мотивирующим приемом - учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса, применив один из мотивирующих приемов. Первый приём «яркое пятно»- сообщение детям интригующего материала. Второй приём «актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.  Например, при изучении темы «Единица времени- секунда» я начала урок со следующих слов «В жизни есть такие ситуации, в которых невозможно измерить время только в минутах или часах. Для этого придумали более мелкую единицу времени – секунда.  Более часто в секундах измеряют время в спортивных соревнованиях. Например, в беге на сто метров только секунды могут определить победителя. На уроках физкультуры вы тоже используете данную единицу измерения. Например, в течение 30 секунд выполняете поднимание туловища, прыжки через скакалку». Учащиеся обнаружили для себя значимость данной темы урока.

          С  фрагментами побуждающего, подводящего диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом можно ознакомиться на сайте

           После того, как мы с детьми открываем новое знание, переходим к созданию продукта. Это может быть формулирование мысли в словесной форме (тема урока), составление опорного сигнала (схема, таблица, символ, опорные слова, чертеж и т.д), создание художественного образа (стихотворение, загадка, метафора). На первых этапах работы я давала учащимся готовые эталоны, а со временем они начали создавать их сами. Если формулирование темы урока и составление опорного сигнала мы с детьми делаем на уроке, то создание художественного образа даю детям на домашнее задание, т.к это необязательный этап для каждого ученика и выполняется по желанию, да и времени на уроке для этого нет. А на следующем уроке учащиеся показывают свой продукт.  Так, например, на уроке математики «Взаимосвязь компонентов действий умножения» учащимися была выведена схема- опора «МН × МН = ПР; МН = ПР : МН». А после изучения темы «Компас» на уроке окружающего мира учащиеся составляли синквейны:      

     Компас.

Необходимый, точный.

Указывает, направляет, определяет.

Компас нужен человеку, чтоб не заблудиться в лесу.

Направление.

           Иногда работы получаются очень интересными и необычными, с ними вы можете ознакомиться на сайте.

          После того, как мы открыли новое знание, детям необходимо научиться его применять. Для этого я в своей практике использую задания, которые дети выполняют в группах, в парах, индивидуально в зависимости от сложности работы. Так учащиеся закрепляют новый способ действия с проговариванием вслух по алгоритму. Например, на уроке русского языка, изучая тему «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени», учащиеся по составленному алгоритму  «Определение спряжения и выбора правильного написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени» и, работая в паре, искали глаголы, выделяли окончания и определяли спряжение.

           В конце проблемного урока проводится итоговая рефлексия, для этого  в течение всего урока дети работали с карточкой- таблицей, где отмечали предметные результаты на каждом этапе урока. Этап рефлексии позволяет детям на своем уровне проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность. Работа по таким карточкам будет полезна не только для ученика, но и для учителя - он может отследить трудности учащихся, их проблемы и вовремя организовать работу по восполнению пробелов, откорректировать знания учащихся.  Например, в 1 классе на уроке математики на тему «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток» ребята работали по следующей карточке:

Этапы урока

Оценка

Критерии оценивания

1.Устный счет

(математический диктант)

 

! –справился; + - 1-2 ошибки; ? – 3 и более ошибок

2.Новая тема

 

! – тему усвоил; + - тема усвоена, но нужно потренироваться; ?-  ничего не понял

3.Решение задач

 

!- задача решена самостоятельно; + - задача решена с помощью учителя; ? – задачу не смог решить

ИТОГ

 

 

          В конце данного урока, каждый учащийся, пользуясь данной карточкой, подвел итог своей деятельности по следующим критериям: !- я отлично справился, все задания дались мне легко; +- работа удалась, но были некоторые трудности; ?- я очень старался, но некоторые задания дались мне с трудом. 

          Проведение уроков на основе технологии проблемного диалога   это трудоемкий процесс. Но, несмотря на это, дает свои положительные результаты. При применении данной технологии у детей наблюдается повышение интереса к учебе, эмоциональное отношение к учению и учителю, наблюдается положительная динамика обученности учащихся. Так, например, анализ  результатов  моей  педагогической деятельности  показал, что уровень  обученности  учащихся  по  предметам  русского  языка, математики, литературного чтения, окружающего мира в 2013-2014 году был 66%, а в 2014-2015 году повысился до 70,4% . Для определения школьной мотивации я использовала методику Н.Г. Лускановой «Анкета определения школьной мотивации». Спустя два года работы с использованием технологии проблемного диалога, мною было проведено повторное анкетирование учащихся по методике Н.Г.Лускановой. Анализ результатов анкет свидетельствует о позитивной динамике уровня развития школьной мотивации, у учащихся повысился интерес к учебе, почти исчез страх перед трудностями, незначительно, но все же увеличилось желание самостоятельно искать различные подходы к выполнению заданий - об этом свидетельствует анализ работы, представленный на сайте.

          Кроме того увеличилось количество детей, желающих принять участие в олимпиадах, как в школьных, так и заочных олимпиадах на федеральном уровне. Многие учащиеся стали самостоятельно ставить цели и задачи урока в начале урока, а в конце, опираясь на них, подводить итог урока. У многих учащихся стало лучше получаться планировать свою деятельность, достигать ее цели с помощью плана действий. Те дети, которые раньше отмалчивались на уроках, стали вести себя более активно, перестали бояться высказывать свое мнение, свою точку зрения.

            Проведение проблемных уроков приучает школьников постоянно мыслить, думать, а это необходимо для подготовки их к жизни, чтобы быть востребованным в современном обществе.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя, - М., 2012
  • Тепищина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средства активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2003.-№ 2
  • Харитонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках в начальных классах // Начальная школа. – 1998. - №4.-с.43-47.
  • Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра. Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. С.33-35.
  • Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8.
  • Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49.
  • http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf

 

Мы в каталоге
Учительский портал Банк Интернет-портфолио учителей
Вход на сайт
Посещаемость
счетчик посещений
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Создать бесплатный сайт с uCoz