Понедельник, 20.08.2018, 17:56

Сайт учителя начальных классов

Мизгирёвой Натальи Николаевны

Приветствую Вас Гость | RSS
Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Кто зашел на сайт?
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ

Название

Краткая аннотация

1

Совместный анализ результатов работы за год (за учебный период)

На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь

2

Планирование оценки за …(год, учебный период и т.п.)

Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом  в дневник. Некоторых это стимулирует.

3

Действия выбора (работа по желанию)

Выбор задания по содержанию, уровню сложности, по форме выполнения, выбор видов деятельности на уроке и т.п.

Выучить стихотворение или отрывок по выбору, решить задание и т.п.

4

«Обратная связь» (с учителем, одноклассниками)

Опрос одноклассников, классного руководителя.

5

Система интересных вопросов (проблемное обучение!)

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях:

  • Что случится, если…?
  • Приведите пример…
  •  В чем сильные и слабые стороны…?
  •  На что похоже…?
  • Что мы уже знаем о…?
  • Каким образом… можно использовать для…?
  •  Чем похожи … и…?
  • Каким образом … влияет на …?
  • Какой … является лучшим и почему?

6

Создание ситуации успеха (начинать ответ словами: «Я знаю, что…»)

     - Что вы уже знаете об этой теме?

     - Подберите слова об этом или на эту тему….

     - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

7

Юмор

  • Если человеку изменило чувство юмора, то уже ничего изменить нельзя.
  • Юмор приводит в действие механизм мысли. Марк Твен
  • Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха. Чарльз Спенсер Чаплин

8

Выработка образовательной стратегии

 

Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

9

Что случится - не случится?

  • Чего не случится, если я буду писать грамотно?
  • Чего не случится, если я не буду писать грамотно?
  • Что  случится, если я буду писать грамотно?
  • Что случиться, если я не буду писать грамотно?

10

Поиск ошибок (редактирование текста)

Работа в паре, в группе на взаимопроверке

11

Совместная работа над формулированием цели и задач урока

См. приемы целеполагания

12

Кассы моих успехов и ошибок

В рабочей тетради на последней странице приклеить два конверта «Касса моих успехов» «Касса моих ошибок», после любой проверочной работы листочки с прповеренными заданиями раскладывать по конвертам, переложить листв «Кассу успехов» можно только после работы над ошибками

13

«Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

14

«Контракт»

 

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок.

15

«Линия времени»

 

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

16

«Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо

17

«Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

18

«Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

19

«Фантазер»

 

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

20

«Суд»

 

Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.

21

«Защитный лист»

 

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

22

«Ассоциативный кроссворд»

Само по себе включение в структуру уроков составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов вряд ли можно назвать новаторским приёмом: учителя уже давно используют их в свое практике. Однако предлагаемый вариант оптимален для проверки фактического материала по теме (чаще всего это вводные уроки). Учитель  вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной темеСлово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои ассоциации.

23

Занимательные задания, загадки, ребусы.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

“Запиши его”.

24

Кредит доверия

 

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

25

«Фантастическая добавка»

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который обычно остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое животное или растение, перенести реального героя во времени, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…

26

«Отсроченная отгадка»

В начале или в конце урока учитель даёт загадку, отгадка в которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.

27

«Удивляй»

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

28

«Привлекательная цель»

Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

29

«Да - нетка»

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

30

Пресс - конференция

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы. Попутно можно обсудить насколько удачными были вопросы и полностью ли раскрыта тема. Вопросы могут быть: репродуктивными, расширяющими знания и развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

31

Вопрос к тексту

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

32

Повторяем с контролем

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

33

Прогнозирование

При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах”.

34

Свои примеры

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

35

«Лови ошибку!»

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

36

Зачет-«вертушка»

Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников). В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить).

37

Иду в гости

Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это “гости”, жёлтые — это “хозяева”. “Хозяева” приглашают в гости и предлагают “гостю” задание, написанное на карточке. “Хозяева” проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового “гостя”. Материал для игры: карточки с заданием.

38

Опрос по цепочке

Ученики решают задания по очереди.

39

Обсуждаем домашнее задание

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён

40

Задание массивом

Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом или задаётся большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, учитель даёт 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимального объёма задания.

41

Особое задание

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Задание можно дать на длительное время.

42

Идеальное задание

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

43

Три уровня домашнего задания

Учитель одновременно задаёт д/з двух или трёх уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Второй уровень – тренировочный. Третий уровень -  творческое задание.

44

«Творчество работает на будущее»

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, составлению загадок, ребусов, кроссвордов, сочинению сказок, изданию книжек.

45

Необычная обычность

Учитель задаёт домашнее задание необычным способом. (почта, лотерея, зашифровать, кидая кубик и т.д.)

46

Проблемное домашнее задание

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания.

Тема “Термометр”

Проблемные вопросы

Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Проблемная задача

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

47

Освобождение от домашнего задания, зачета, других форм контроля

Это сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

48

Игровая цель

Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. (эстафета, морской бой, лото т.д.)

49

Игры в случайность

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора (рулетка, барабан, кубик, монетка, жребий, самолётик, мяч и т.д.).

50

Логическая цепочка

Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего (типа игры в города, игры на знание формул, решения заданий).

51

Соревнование

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

52

«Мордашки» (смайлики)

Ученики сигнализируют и своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

53

«Светофор»

При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу или о правильности выполненного кем-то из учеников задания, полученного ответа.

54

Расширение поля ответов

Учитель увеличивает свой «отметочный арсенал». Вполне допустимо ставить за блестящий ответ или контрольную две пятёрки сразу. Также освобождать от контрольных работ отличившихся учеников.

55

Оценка не отметка

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

56

Рецензия

При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.

57

Райтинг

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записывается дробь, где числитель – отметка ученика, знаменатель – отметка учителя.

58

Своя валюта

Проблема оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов… высокую оценку вроде не за что ставить, а подкрепить успех нужно. Одно из решений – введение своих денег. Накопил определённую сумму – получай отметку или покупаешь себе право не писать самостоятельную работу

Мы в каталоге
Учительский портал Банк Интернет-портфолио учителей
Вход на сайт
Посещаемость
счетчик посещений
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Создать бесплатный сайт с uCoz