Пятница, 21.09.2018, 17:22

Сайт учителя начальных классов

Мизгирёвой Натальи Николаевны

Приветствую Вас Гость | RSS
Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Кто зашел на сайт?
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Памятка «Подготовка проблемно-диалогического урока»

(наиболее типичные ситуации, но не описывающие всего их многообразия)

1. Определить, какое НОВОЕ ЗНАНИЕ должно быть открыто на этом уроке

Правило

Алгоритм

Закономерность

Понятие

Своя оценка

Пример: Знаки препинания в сложном предложении Пример: Порядок сложения дробей Пример: Причины выхода растений на сушу Пример: понятие экосистемы Пример: моё отношение к действиям Петра I

2. Продумать ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ для постановки ПРОБЛЕМЫ урока.

С затруднением

  1. • Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без новых знаний, ещё отсутствующих у учеников).
  2. • Не получается выполнить?
  3. • В чём затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого).

 

С удивлением

  1. • Вот вам один факт/или мнение/или предположение (обозначение в одном углу доски).
  2. • Вот вам другой факт/или мнение/ или факт, опровергающий предположение (обозначение в другом углу доски)
  3. • Сравните имеющиеся у нас два факта/или мнения/ или предположение и факт – совпадают они или противоречат друг другу? Что вас

 

 

 

 

  1. • Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫ урока в виде темы или цели)

 

 

 

  1. удивляет? (добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление).
  2. • Удивляет? Какой у вас возникает вопрос? (получить от учеников их формулировку ПРОБЛЕМЫ урока в виде вопроса)

 

Запишем на доску ПРОБЛЕМУ нашего урока (в виде темы, цели или вопроса)

3. Спланировать (по необходимости).

(Наличие этих этапов и их порядок внутри урока зависят от темы и выбора учителя)

3.1. Выдвижение ВЕРСИЙ: (…)

3.2. Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ:

 

Что мы уже знаем по этой проблеме?

- диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу

3.3. Составление ПЛАНА:

 

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

4. Спроектировать ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.

1. Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами. (Примечания: а) вывод может отличаться от учебника, б) на уроке ученики могут прийти к неожиданному для учителя, но тоже верному выводу.)

2. Выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание.

 

Например, материал для наблюдения в учебниках русского языка – увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику.

Работа с текстом (в т.ч. с таблицей, схемой, рисунком с подписями), из которого можно логически вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.

 

Например, тексты учебников истории, где закономерности не перечислены, а даны в подтексте.

3. Построить диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения ситуации или осмысления текста.

Подводящий

Цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

Побуждающий

Ряд вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

4. Составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5. Запланировать ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Например, вопрос: «так как же мы решили проблему?»

6. Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Задания, требующие от ученика применить новое знания – алгоритм, правило, понятие, закономерность — в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.д. и т.п.).

 

Мы в каталоге
Учительский портал Банк Интернет-портфолио учителей
Вход на сайт
Посещаемость
счетчик посещений
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Создать бесплатный сайт с uCoz