Вторник, 23.10.2018, 19:35

Сайт учителя начальных классов

Мизгирёвой Натальи Николаевны

Приветствую Вас Гость | RSS
Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Кто зашел на сайт?
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методы постановки учебной проблемы.

I. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Экосистема”

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

 

У кого дома есть домашние животные? Чем вы их кормите? Как еще ухаживаете за ними?

– Покупаем корм для кошек и собак, наливаем молока в миску.

– А как ухаживаете за комнатными растениями?

Поливаем цветы, рыхлим землю.

– Что будет, если перестать выполнять эти действия?

– Погибнут, завянут.

Вопрос-задание на новый материал

– А ухаживаем ли мы за растениями и животными, живущими в природе, не домашними?

Не ухаживаем, не всегда, иногда.

Значит они погибнут, завянут?

Да!

Побуждение к осознанию

– Отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали?

Нет. (Проблемная ситуация)

Побуждение к проблеме

То есть, растения и животные в природе должны погибнут, потому что мы не ухаживаем за ними, но они не погибают.

Два. (осознание противоречия)

– Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? 

– Почему же они не погибают? Может кто-то ухаживает за ними?

Вопрос, тема

-Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске

Кто ухаживает за растениями и животными в природе? (Вопрос)

 

 

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Тепловые пояса”

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

 

– Как вращается Земля?

– Вокруг своей оси?

– Все приходит в движение. Только две точки неподвижны. Как они называются?

– Северный полюс и Южный полюс.

– Прочитайте о Северном полюсе!

Читают в учебнике

– Что такое полярный день?

– Солнце светит круглые сутки.

– А зимой какое явление происходит?

– Полярная ночь. Всегда темно.

Вопрос “на ошибку”

– На Северном полюсе тепло?

– Холодно.

– А на Южном полюсе?

– Тепло, он Южный. (Житейское представление)

Предъявление научного факта сообщением

– Прочитайте о Южном полюсе.

Читают в учебнике

(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию противоречия

– Что вы думали сначала?

– Что на Южном полюсе тепло.

Побуждение к проблеме

– А что оказывается на самом деле?

– Южный и Северный полюсы окружены холодными поясами. (Осознание противоречия)

Вопрос, тема

– Какой же возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске

– Какие еще есть пояса? А где же тепло? (Вопрос)

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Определяем погоду и климат”

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

Задание на известный материал

– Предскажите, что ожидается? – Загремел гром, небо занесло тучами.

– Начнется дождь.

– Неожиданно во время дождя показалось солнце.

– Появится радуга.

– Вечером наблюдался ярко-красный закат.

– Завтра будет тепло.

Задание на новый материал

– Утром на траве не было привычной росы.

– ???

(Испытывают затруднения. Проблемная ситуация)

– Солнце садится в сплошной слой облаков.

– ???

– Облака двигаются в том же направлении, что ветер у земли.

– ???

Побуждение к осознанию

– Вы смогли выполнить задание?

– Нет, не смогли.

– В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

– По этим признакам мы не определяли погоду. О них редко говорят в народе. (Осознание проблемы)

Побуждение к проблеме

– Какой же возникает вопрос?

– Какие есть приметы для определения погоды? (Неточная формулировка темы)

Вопрос, тема

– Точнее, “Определяем погоду и климат”

Фиксирует вопрос на доске

 

Пример. 3 класс, математика, тема урока «Зависимость результата действия деления от его компонентов как способ сравнения выражений на деление».

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

1.Постановка проблемы.

А) Возникновение проблемной ситуации.

- На доске выражения.

- Сравните не вычисляя.

1) 4×25               3×25

k×6                  k×9

2) a:12               a:16

   18:a               12:a

 

Б) Осознание противоречия.

- Вы смогли выполнить задания?

1 на умножение смогли, а на деление - нет

- Почему не смогли выполнить задание?

т.к. не знаем зависимость между компонентами и результатом в действии деления

В) Формулировка проблемы.

- Какой вопрос возникает?

как зависит результат от компонентов в действии деления

2.Поиск решения.

А) Выдвижение гипотез.

 

- Какие будут предположения?

Одновременное выдвижение двух гипотез: 1.Если делимое увеличивается, делитель остается постоянным, то частное уменьшается; если делимое остается постоянным, а делитель увеличивается, то частное увеличивается. 2. Если делимое увеличивается, а делитель остается постоянным, то частное увеличивается; если делимое остается постоянным, а делитель увеличивается, то частное уменьшается).

Б) Проверка гипотез.

 

- Как мы можем проверить эти гипотезы?

6:2=3     

8:2=4

10:2=5

12:2=6

14:2=7

16:2=8

12:2=6

12:3=4

12:4=3

12:6=2

 

составить, решить примеры, пронаблюдать, как зависят компоненты в действии делении

- Какая из гипотез была верной

Если делимое увеличивается, а делитель остается постоянным, то частное увеличивается, если делимое остается постоянным, а делитель увеличивается, то частное уменьшается

- Можем ли ответить на вопрос, который возник в начале урока? Сравним наши выражения

a:12 >a:16

18:a>12:a

 

3. Выражение решения.

 

- Составьте схемы по группам.

1. Д↑ д   ч ↑    2.Д↑ : д = ч↑

Д   д↑  ч↓      Д : д↑= ч↓

4.Реализация продукта.

 

 

Представление и комментирование схем.

 

Пример. 3 класс, математика, тема урока «Умножение на двузначное число».

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

1.Постановка проблемы.

А) Возникновение проблемной ситуации.

Найдите площадь прямоугольника со сторонами 47и 23см.

 

Б) Осознание противоречия.

- Вы смогли выполнить задания?

Нет, не смогли.

- В чем затруднение?

Это новое умножение.

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали

В) Формулировка проблемы.

- Какой вопрос возникает?

Как умножать на двузначное число?

2.Поиск решения.

А) Выдвижение гипотез.

 

- Сейчас вы разобьетесь по группам и будете решать пример 47х23=?

 Способ решения запишите на листе.

Разбиваются по группам и начинают работу

- Какие есть гипотезы? С чего нужно начать?

(Подсказка к решающей гипотезе)

 

Воспользуйтесь распределительным свойством.

 

 

Закончив  работу, группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы:

40х20+7х3=821 (ошибочная гипотеза)

47х20+47х3=1081(решающая гипотеза)

Б) Проверка гипотез.

 

-Вы предложили два разных способа умножения. Как можно проверить,     какой из них верный?

Дети затрудняются ответить.

-Может, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе (Работают с калькулятором)

-Что у вас получилось?

При умножении получается 1081.

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Дети формулируют правило (открытие нового знания)

-Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

II. Подводящий к теме диалог – ряд посильных вопросов, подводящих к теме урока.

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Природные часы, календарь, компас”

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

Подводящий к теме диалог

– Для определения времени мы куда смотрим?

– На часы.

– Чем пользуемся для точного определения частей света: север, юг, запад, восток?

– Компасом.

 

– Как определяем месяц, день недели?

– По календарю.

– Могут ли животные пользоваться этими приборами?

– Куда улетают птицы, как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?

– Нет?

– Как животные узнают время и направление без приборов?

– Чувствуют природу, пользуются своими часами, компасами, календарями, которые им дала природа.

Тема

– Значит, какая сегодня тема урока?

 Фиксирует тему на доске

– Природные часы, компас, календарь. (Тема)

Пример. 3 класс, математика, тема урока «Зависимость между компонентами и результатом действия деления как способ сравнения выражений на деление».

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

1.Постановка учебной задачи

А) Подведение к формулировке темы

 

- На доске выражения.

1) 4×25               3×25

k×6                  k×9

2) a:12               a:16

   18:a               12:a

- Какое задание можно выполнить?

 

 

 

 

 

сравнить выражения

 

- Какие выражения мы можем сравнить без вычисления?

1 и 2

 

А что надо знать, чтобы сравнить выражения на деление?

зависимость между компонентами и результатом  действия деления

В) Формулировка темы.

- Назовите тему сегодняшнего урока

зависимость между компонентами и результатом  действия деления)

2.Поиск решения.

 

- Пронаблюдаем эту закономерность, выполнив задание № 1 на стр. 40 в учебнике.

- Назовите закономерность в 1 столбике.

Делимое одинаковое, делитель увеличивается, частное уменьшается

- Рассмотрите примеры снизу вверх. Какая закономерность здесь наблюдается?

Делимое уменьшается, делитель одинаков, частное уменьшается

- Найдите закономерность во 2 столбике.

Делимое одинаковое, делитель увеличивается, частное уменьшается).

- Рассмотрите примеры снизу вверх. Какая закономерность здесь наблюдается?

Делимое одинаковое, делитель уменьшается, частное увеличивается

- Сделаем вывод по двум закономерностям.

 

3. Выражение решения.

 

- Что бы легче было запомнить, составим схему

1. Д↑ д   ч ↑    2.Д↑ : д = ч↑

    Д   д↑  ч↓      Д : д↑= ч↓

4.Реализация продукта.

 

 

Представление и комментирование схем.

 

III. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

      "ЯРКОЕ ПЯТНО"

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Наша маленькая планета Земля”

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

Актуальность

– Что такое экосистема?

– Совместно обитающие организмы и участки земли, тесно связанные между собой.

– Почему она может существовать как угодно долго?           

– Существуют различные связи между растениями и животными.

– Какую роль играют в ней различные живые организмы?

– “Кормильцы”, “едоки” и “мусорщики”…….

– К какой группе можно отнести нас – людей?

– Может быть чаще всего к “едокам”, все, что нам нужно, мы получаем от природы.

– Посмотрите на наш лес. Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нем поселилось слишком много людей?

С.91 – Экосистема не может переработать все отходы, которые оставили люди. Им надо больше пищи, чем может дать экосистема.

Тема

– Сегодня тема урока “Наша маленькая планета Земля”.

Фиксирует тему

 

Пример. 1 класс, математика, тема урока «Отрезок»

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

1.Постановка темы урока

 

- Ребята, тему нашего сегодняшнего урока вы узнаете из сказки.

Решил однажды Карандаш прогуляться по Прямой линии. Идет, идет, устал, а конца лини все не видно.

- Долго ли мне еще идти? Доберусь ли я до конца? – спрашивает он у Прямой.

А она ему в ответ:

- Эх, ты у меня же нет конца.

- Тогда я поверну в другую сторону.

- И в другой стороне не будет конца. У линии совсем нет конца. Я даже песенку могу спеть:

Без конца и края линия прямая!

Хоть сто лет по мне иди,

Не найдешь конца пути!

Расстроился Карандаш.

-  Что же мне делать? Я не хочу ходить без конца.

- Ну, тогда отметь на мне две точки, - посоветовала ему Прямая.

Так карандаш и сделал.

- Ура! – закричал Карандаш. – Появились два конца. Теперь я могу гулять от одного конца до другого. Но тут же задумался.

- А что же это такое получилось?

 

 

- Ребята, так что же получилось у Карандаша?

Отрезок

- Верно. У Карандаша получился отрезок.  И именно об отрезке мы сегодня будем говорить на уроке.

 

Пример, 4 класс, математика, тема урока «Площадь»

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

1.Постановка темы урока

 

- Ребята, я буду начинать предложение, а вы говорить, какое слово нужно добавить.

В Москве есть Красная …

Парад прошел на Стефановской …

 

 

площадь

 площади

- Красной площадь - это главная площадь страны. Она находится в Кремле. На ней проходят парады. А в нашем городе Сыктывкар главной является Стефановская площадь, которая раньше называлась Театральной. Мы с вами говорили о площади, как об открытой местности. В математике тоже есть такое понятие «площадь».

 

- Назовите тему сегодняшнего урока.

Площадь.

Пример. 3 класс, русский язык тема урока «Разделительный Ъ знак»

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

1.Постановка темы урока

 

- Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке?

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе. Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «сем-ку»; забить «коля», — старательно выводил, он.

- Ой, ой, ой! — испугались неправильно написанные слова. — В такомвиде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

- А что с вами случилось? — удивился Незнайкин.

- Ничего-то ты не знаешь! — горевали буквы е, ё, ю, я — В этих словах

мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, имягкого знака, который ставится перед гласными ё, ю, я, и, е.

Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [у], [а], и читают «сел», «пю», «семку», «коля» вместо съел, пью, съемку, колья.

Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он оченьвнимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

- Вы догадались, над какой темой мы будем работать?

Пример. 3 класс, русский язык тема урока «Части речи в русском языке»

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

1.Постановка темы урока

 

- Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постарайтесь догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Как  морфология порядок навела.

  Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка.

  Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак – все плохо получается.

     « Без командира никак не обойтись, - решили слова – призовем-ка мы на  помощь Морфологию».

- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и  дополнением.

- Становитесь под знаменем « Имя существительное» - приказала морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым, - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя «Глагол», - ответила Морфология. Потом она  собрала и объединила все оставшиеся слова.      Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знаменами.

Морфология – командир всех частей речи, вместе с Синтаксисом живут они в королевстве Грамматика. Именно от Морфологии зависит, в каком порядке, в   каких доспехах должны выступать Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (О частях речи.)

Пример. 4 класс, математика, тема урока «Решение старинных задач с дробями»

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

1.Постановка темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас я вам расскажу небольшой исторический материал,  а вы мне назовете тему урока.

Потребность в более точных измерениях величин привела к тому, что единицы измерения стали делить на несколько равных частей: 2, 4, 8 и т.д. Каждая часть первоначальной мерки получала свое собственное название. Например, половину в Древней Руси называли еще полтиной, о четвертой части говорили - четь, о восьмой части – полчеть, о шестнадцатой части – полполчеть и т.д. Равные части целой мерки называли долями : четвертые доли, восьмые, шестнадцатые и т.д.

Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении древнеримской единицы массы, которая называлась АСС. Асс делили на 12 равных частей. Двенадцатую часть асса называли унцией. Со временем унции стали применять для измерения других величин. Например, римлянин мог сказать, что он прошел 7 унций пути.  При этом речь, конечно,  не шла о взвешивании пути. Имелось ввиду, что пройдено семь двенадцатых долей пути.

- Своеобразным был у них подход к решению задач.

- А вы хотите узнать, как раньше решали задачи?

- Как вы думаете, чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться решать такие задачи)

     "АКТУАЛЬНОСТЬ"

Пример. 4 класс, математика, тема урока «Процент»

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

1.Постановка темы урока

 

- Сегодня мы начнем новую тему, а какую – вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу.

-Мы приходим в магазин и видим объявление: «В дневные часы у нас скидка 10%». Мы выбираем молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2%». По телевизору идет реклама, и мы слышим: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13%».

-В школе на уроках математике мы тоже не раз произносили слово «процент». Как вы видите, термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь.

-Назовите тему урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процент

Пример. 4 класс, математика, тема урока «Единица времени-секунда»

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

1.Постановка темы урока

- Какие единицы измерения вы уже знаете? 

Час, минута

- Но в жизни есть такие ситуации, в которых невозможно измерить время только в минутах или часах. Для этого придумали более мелкую единицу времени – секунда.  Более часто в секундах измеряют время в спортивных соревнованиях. Например, в беге на сто метров только секунды могут определить победителя. На уроках физкультуры вы тоже используете данную единицу измерения. Например, в течение 30 секунд выполняете поднимание туловища, прыжки через скакалку.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с единицей измерения «секундой».

 

Пример. 2 класс, математика тема урока «Прямоугольник»

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

1.Постановка темы урок

- Жила была на свете важная фигура. Важность ей признавалась всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. « Посмотрите. Какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы прямые, красивее меня нет фигуры на свете». Как же меня зовут?

- А как вы узнали, что меня зовут квадрат?

- Ходил по свету квадрат, и стало тяготить его одиночество. Весело бывает только с друзьями и решил квадрат поискать родственников.  «Ежели встречу родственников, то я сразу его узнаю, - думал квадрат, - ведь он на меня должен быть чем – то похож». Однажды встречает он на пути какую – то фигуру: ….. стал квадрат к ней приглядываться, что – то родное, знакомое увидел он в этой фигуре и спросил тогда: «Как зовут тебя?»

- Меня зовут прямоугольник!

 - Я думаю, что ты можешь быть моим родственником, - сказал квадрат.

- Ребята, как вы думаете, почему квадрат и прямоугольник могут быть родственниками?

- Какая тема урока?

На доске появляется фигура, а дети говорят, что это квадрат

 

  

 

 

Стороны равны, углы прямые

 

 

 

 

 

Появляется фигура прямоугольник

 

 

 

 

 

 

 

Прямоугольник

 

Мы в каталоге
Учительский портал Банк Интернет-портфолио учителей
Вход на сайт
Посещаемость
счетчик посещений
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Создать бесплатный сайт с uCoz