Среда, 23.05.2018, 15:26

Сайт учителя начальных классов

Мизгирёвой Натальи Николаевны

Приветствую Вас Гость | RSS
Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь.
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Кто зашел на сайт?
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приемы создания проблемной ситуации на уроках.

Фрагмент №1.

Класс: 1

Тема: Вычислительный прием вида 7+5

Цель: к концу урока дети умеют решать примеры вида 7+5

Тип знания: правило.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между двумя (или более) положениями.

Прием создания проблемной ситуации: №1: одновременно предъявить противоречивые факты.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

- На доске представлено 2 решения:

7+5=12

7+5=13

 - Паша и Маша решали примеры. Посмотрите, как они их решили.

(учитель показывает решение детям)

 

б) Осознание противоречия

 

- Что вас удивило?

Математические выражения одинаковые, а результат этих выражений разный

- Сколько существует точек зрения?

Две

в) Формулировка проблемы

- Какой вопрос возник?

Какой ответ верный?

Фрагмент № 2

Класс: 2

Тема: Порядок действий в выражениях со скобками.

Цель: В конце урока дети умеют определять порядок действий в выражениях со скобками.

Тип знания: Правило.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между двумя или более положениями.

Прием создания проблемной ситуации: №1 – одновременно предъявить противоречивые факты.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

- На доске представлено 2 решения:

54: (6+3)=6        54:(6+3)=12

 - Ваня и Аня решили примеры. Посмотрите на их решения.

 

б) Осознание противоречия

 

- Что вас удивило?

Математические выражения одинаковые, а результат этих выражений разный

- Сколько существует точек зрения?

Две

в) Формулировка проблемы

- Какой вопрос возник?

Какой ответ верный?

Фрагмент № 3

Класс: 1

Тема: точка, прямая линия, кривая линия, отрезок.

Цель:  к концу урока дети отличают разные типы линий.

Тип знания: понятия.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между двумя или более положениями.

Прием создания проблемной ситуации: №2: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

- У вас на столах лежат листочки с рисунками

-  Обведите все прямые зеленым цветом, кривые линии синим цветом, отрезки зеленым цветом.

 

- Покажите, как вы выполнили это задание

Ответы у детей разные, возникает затруднение, а кто-то неправильно называет фигуру, следовательно, не знает эту фигуру

б) Осознание противоречия

 

- Сколько в нашем классе мнений?

Много

- Почему ответы у вас всех разные?

мы не знаем этих фигур, не знаем их названия

в) Формулировка проблемы

- Может, кто-то уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Узнаем, как называются эти фигуры, и их отличительные особенности

Фрагмент № 4

Класс: 3

Тема: Деление круглых чисел

Цель: В конце урока дети умеют выполнять действия деления над круглыми числами.

Тип знания: Правило.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между двумя или более положениями.

Прием создания проблемной ситуации: №2 – столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

- Решите пример: 360:40=

 

- Назовите свои ответы.

 

 

9, 90, 900….

б) Осознание противоречия

 

- Сколько в нашем классе мнений?

Много

- Почему ответы у вас всех разные?

мы не решали еще такие примеры, не умеем решать такие примеры

в) Формулировка проблемы

- Какой возникает вопрос?

как решать такие примеры

Фрагмент №5

Класс: 1

Цель: К концу урока дети должны уметь производить вычисления в случаях данного вида

Тип проблемной ситуации с удивлением

Тип противоречия: Между двумя и более положениями

Прием создания проблемной ситуации: №2 – столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

На доске даны примеры:

8 – 6      9 – 8

8 – 7      9 – 7

8 – 5      9 – 6

              9 – 5

- Решите данные примеры.

 Два ученика работают  на «ушках»  доски, остальные в тетрадях.

- Давайте сравним результаты с доской.

 

 

 

б) Осознание противоречия

- Все согласны?

Нет

- Сколько в нашем классе мнений?

Много

- Почему ответы у вас всех разные?

мы не решали еще такие примеры, не умеем решать такие примеры

в) Формулировка проблемы

- Какой возникает вопрос?

как решать такие примеры

Фрагмент №6

Класс: 1

Цель: к концу урока дети знают величину  “Масса»

Тип знания: понятие

Тип проблемной ситуации: с удивлением

Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом

Прием создания проблемной ситуации: №3:

Шаг 1: Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»;

Шаг 2: Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

- Учитель показывает два конверта. В одном находится пух, в другом – монеты.

Шаг 1. - Что можем сказать об этих конвертах?

 

 

 

Они одинаковые по размеру, цвету

Шаг 2.

- Какой из конвертов тяжелее, а какой легче?

 

одинаковые

- Сережа, выйди, пожалуйста, проверь.

Учащийся проверяет и убеждается, что один конверт тяжелее другого

б) Осознание противоречия

 

- Как вы сначала думали?

Что конверты одинаковые

- А как на самом деле?

Один конверт тяжелее другого.

- Сережа, открой тот конверт, который тяжелее. Посмотри, что там? 

В конверте лежат монеты

- А теперь открой конверт, который легче. Что там?

Там находится пух

- Какое свойство монет и пуха помогло нам определить, какой конверт легче, а какое тяжелее

Не знаем

в) Формулировка проблемы

- Какой возникает вопрос?

Что это за свойство?

Фрагмент № 7

Класс: 1

Тема: «Масса»

Цель: В конце урока дети имеют представление о понятии «масса».

Тип знания: Понятие.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом.

Прием создания проблемной ситуации: №3 :

1 шаг: Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим зданием «на ошибку»;

2 шаг: Предъявить научный факт сообщения, экспериментом или наглядностью.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

Шаг 1.

 - Что тяжелее, вата или железо?

 

железо

Шаг 2.

 - Давайте проверим с помощью чашечных весов.

Учитель предлагает сравнить кусочек ваты и железа, причем масса ваты больше.

 

 

 

Учащиеся проверяют и убеждаются, что вата тяжелее.

 

б) Осознание противоречия

 

- Как вы сначала думали?

Что железо тяжелее

- А как на самом деле?

Вата тяжелее.

в) Формулировка проблемы

- Какой возникает вопрос?

Почему так получилось?

Фрагмент №8

Класс: 4

Тема: Сумма углов в треугольнике

Цель: к концу урока дети знают свойство суммы углов в треугольнике

Тип знания: факт

Тип проблемной ситуации: с затруднением

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации: №4: дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

- Постройте треугольник, в котором сумма углов будет равна 200 градусов.

В ходе практической работы дети понимают, что это задание невыполнимо.

б) Осознание противоречия

- Вы смогли выполнить задание?

Нет

- В чем затруднение?

Углы слишком большие. Треугольник не получается.

- Для того чтобы выполнить это задание сумма углов должна быть больше или меньше?

сумма углов должна быть меньше

в) Формулировка проблемы

- Какой возникает вопрос?

Какую нужно взять сумму углов, чтобы построить треугольник?

Фрагмент № 9

Класс: 4

Тема: Сумма углов в треугольнике

Цель: В конце урока дети знают и умеют применять свойство углов в треугольнике при построении треугольников и в решении задач.

Тип знания: Правило.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации: №4 – Дать практическое задание невыполнимое вообще.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

- Постройте треугольник, в котором все углы прямые.

В ходе практической работы дети понимают, что это задание невыполнимо.

б) Осознание противоречия

- Вы смогли выполнить задание?

Нет

- В чем затруднение?

не получается построить треугольник, в котором все углы прямые

в) Формулировка проблемы

- Какой возникает вопрос?

Почему не получается построить треугольник, в котором все углы прямые?

Фрагмент № 10

Класс: 4 класс

Тема: Неопределенная форма глагола

Тип проблемной ситуации: с затруднением

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание

Прием создания проблемной ситуации: №4: дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Цель: К концу урока дети умеют определять глаголы неопределенной формы.

Этапы научной творческой деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Постановка проблемы

Возникновение проблемной ситуации

(на доске слова: лить, мечтать, привезти, колоть, решить)

- Прочитайте слова.

- Лить, мечтать, привезти, колоть, решить.

- На какие вопросы отвечают эти глаголы?

- Что делать? Лить, мечтать, колоть

- Что сделать? Привезти, решить.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Это глаголы.

- Определите у этих глаголов число и время

(затрудняются выполнить это задание)

Осознание противоречия

- Смогли ли вы выполнить это задание?

- Нет

- В чем затруднение?

- Мы не можем число и время у глаголов отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Формулирование проблемы

- Сформулируйте проблему.

- Как определить число и время глаголов отвечающих на вопрос «что делать?» и «что сделать?»

2. Поиск решения

- Придумайте еще глаголы отвечающие на вопросы что делать и что сделать?

-…

- Можете ли вы у данных глаголов определить число т время?

- Нет

- Верно. Потому что эти глаголы стоят в неопределенной форме.

- Давайте прочтем в учебнике, что сказано про такие глаголы

(открывают учебник и читают правило)

- Что такое неопределенная форма глагола?

- Это такие глаголы которые отвечают на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

- Неопределенная форма указывает на время?

- Нет

- Неопределенная форма указывает на число глагола?

- Нет

Фрагмент № 11

Класс: 3

Тема: Симметричные фигуры. Ось симметрии.

Цель: К концу урока дети умеют определять количество осей симметрии у фигур.

Тип противоречия: Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации: №4: дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

На доске представлены буквы

             А  Я  Г  Н  У

- Что представлено на доске?

Буквы

- Чем похожи данные буквы?

Все печатные

-  Разделите данные буквы на группы.

А Я У       \      Г Н

-По какому признаку разделили?

Гласные и согласные

б) Осознание противоречия

-А теперь разделите эти буквы по количеству осей симметрии.

 

- Почему вы затрудняетесь ответить?

Т.к. мы не знаем, что такое ось симметрии

в) Формулировка проблемы

- Какой возникает вопрос?

Что такое ось симметрии?

Фрагмент № 12

Класс: 2

Тема: Решение примеров вида 52-24.

Цель: к концу урока дети умеют решать примеры вида 52-24.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации: № 4- практическое задание невыполнимое вообще.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

На доске примеры:  

          98-17             66-55

         100-23            52-24

- Решите примеры.

б) Осознание противоречия

- Вы смогли выполнить задание?

- Какие примеры решили?

-Какие знания применяли для решения этих примеров?

-Какой пример не решили?

-Чем отличается пример, который мы не решили от тех, которые смогли решить?

-Какие знания нам понадобятся в этом примере?

-Мы это знаем?        

в) Формулировка проблемы

- Какой возникает вопрос?

Фрагмент № 13

Класс: 2

Тема: Квадрат.

Цель: к концу урока дети могут назвать свойства квадрата.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации: № 4- практическое задание невыполнимое вообще.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

        

-Что вы видите на доске?

-Вы часто встречаете  его в жизни? Где?

-Составьте рассказ о квадрате, опираясь на его свойства.

б) Осознание противоречия

- Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

-Каких знаний вам не хватает?

в) Формулировка проблемы

- Какова будет тема урока?

Фрагмент № 14

Класс:2

Тема: Случаи сложения двузначных чисел с переходом через десяток

Цель: К концу урока дети умеют решать примеры данного вида

Тип проблемной ситуации: с затруднением

Тип противоречия: Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием создания проблемной ситуации: №5 – Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

На доске представлены примеры:

  1. 17+5
  2. 25+6

-Что представлено на доске?

 

 

 

Математические выражения

-Как вы думаете, какое задание можно с ними сделать?

Решить их.

-Решите их.

дети работают в тетрадях, а один ученик у доски

б) Осознание противоречия

- Поднимите руку, у кого такие же ответы - 22 и 31

- А теперь найдите значение следующего выражения:

               28+17

- Вы смогли найти значение выражения? 

 

 

 

 

 

Нет

- Почему не получается?

Мы не решали еще такие примеры на сложение двухзначных чисел

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

В первый раз мы прибавляли к двузначному числу однозначное, а во втором случае мы такие примеры еще не решали

в) Формулировка проблемы

- Значит, чему мы будем сегодня учиться?

Как прибавлять двузначное число к двузначному)

Фрагмент № 15

Класс: 4

Тема: Степень.

Цель: В конце урока дети знают понятие «степень», умеют заменять произведение одинаковых множителей степенью.

Тип знания: Понятие.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации: №5 – Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

«Математический диктант»

 - Запишите предложения выражениями:

- число 3 повторяется слагаемым 4 раза

 - число 5 повторяется слагаемым 100 раз

- число 5 повторяется множителем 100 раз

 

 

 

3*4    

 

5*100

 

5*5*5…….

 

б) Осознание противоречия

- Вы смогли выполнить задание?

Нет

- Почему не смогли записать?

выражение получается очень объемным, с такими выражениями не встречались

- Чем это выражение отличается от предыдущих?

в первых 2 выражениях повторяется слагаемое - сложение можем заменить умножением, а в последнем повторяется множитель

в) Формулировка проблемы

- Значит, чему мы будем сегодня учиться?

записывать выражения, в которых повторяется несколько раз множитель

Фрагмент №16

Класс: 3

Тема: деление с остатком

Цель: к концу урока дети умеют решать примеры на деление с остатком

Тип знания: правило

Тип проблемной ситуации: с затруднением

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации: №5: дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

- Решите примеры:

36:9

72:8

42:6

17:3

 

Дети легко решают первые три примера, но при решении последнего испытывают затруднение

б) Осознание противоречия

- Вы смогли выполнить задание?

нет, мы не смогли решить последний пример

- Почему не получилось решить?

Такие примеры мы еще не решали

- Чем этот пример не похож на предыдущие примеры?

Мы умеем решать примеры, которые из таблицы, а этот пример не из таблицы

в) Формулировка проблемы

- Значит, чему мы будем сегодня учиться?

Сегодня на уроке мы научимся решать примеры не из таблицы)

Фрагмент №17

Класс: 2

Тема: задачи на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме.

Цель: к концу урока дети умеют решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом.

Прием создания проблемной ситуации: №6:

Шаг 1: Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2: Доказать, что задание учениками не выполнено.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

Шаг 1

На доске задача:

Женя и Катя собирали грибы. Катя собрала 8 грибов, а Женя на 5 больше. Сколько грибов собрали ребята?

Дети правильно решают задачу

- Теперь решите следующую задачу:

Ира и Зоя делали фонарики. Ира сделала 8 фонариков, что на 5 больше, чем сделала Зоя. Сколько фонариков сделала Зоя?

дети решают эту задачу, как и первую, то есть действием сложением

- Какие знания вы применили, решая эту задачу?

если в задаче, используются слова «на…больше», то задача решается сложением

б) Осознание противоречия

Шаг 2

- Прочитайте еще раз внимательно задачу: кто из девочек сделал фонариков больше: Ира или Зоя?

По условию, Ира сделала больше фонариков, а Зоя сделала меньше

- А как получилось в вашем решении?

Зоя сделала больше фонариков

- Задание выполнено?

Нет

- Почему же вы допустили ошибку?

Потому что раньше мы такие задачи не решали

в) Формулировка проблемы

- Значит, чему мы будем сегодня учиться?

Научимся правильно решать подобные задачи

Фрагмент № 18

Класс: 4

Тема: Доли.

Цель: В конце урока дети знают понятие «доли».

Тип знания: Понятие.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации: №6

шаг 1: Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

шаг 2: доказать, что задание учениками не выполнено.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

Ученик

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

Шаг 1:

- Запишите решение задач.

*14 карандаша учительница раздала 2 ученикам поровну. Сколько карандашей получил каждый из учеников?

*9 слив разложили в тарелки по 3 на каждую. Сколько тарелок понадобилось?

*Мама купила 1 яблоко и разделила между 2 сыновьями. Сколько яблок получил каждый сын?

14:2=7 (карандашей)

 

 

 

 

 

9:3=3 (тарелки)

 

 

2:1=2 (яблока)

Шаг 2:

 - Прочитайте еще раз последнюю задачу. Сколько яблок всего было? (1) Каждый из сыновей получит больше или меньше 1 яблока?

Меньше

А в нашем решении?

Больше

б) Осознание противоречия

- Задание выполнено?

Нет

- Почему же вы допустили ошибку?

потому что раньше мы такие задачи не решали

в) Формулировка проблемы

  - Какой вопрос возникает?

Как правильно решать подобные задачи?

Фрагмент №19

Класс: 2

Тема: Компоненты действия умножения.

Цель: к концу урока дети могут назвать компоненты умножения.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом.

Прием создания проблемной ситуации: №6:

Шаг 1: Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2: Доказать, что задание учениками не выполнено.

Этапы научной творческой деятельности

Учитель

  1. Постановка проблемы:

а) Возникновение проблемной ситуации.

Прочитайте примеры, используя название компонентов.

8+20=28 (1слагаемое, 2слагаемое, сумма)

15-3=12 (уменьшаемое, вычитаемое, сумма)

2*8=16 (затрудняются)

-Что вы хотели сделать?

-Какие знания применили?

б) Осознание противоречия

- Задание выполнено?

-Каких знаний вам не хватает?

в) Формулировка проблемы

  - Какова будет тема урока?

Мы в каталоге
Учительский портал Банк Интернет-портфолио учителей
Вход на сайт
Посещаемость
счетчик посещений
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Создать бесплатный сайт с uCoz